Уборка по-норвежски: Скандинавский сосед России предпочитает реагенты

Уборка по-норвежски: Скандинавский сосед России предпочитает реагенты

26 января 2021
Уборка по-норвежски: Скандинавский сосед России предпочитает реагенты

Климат в Норвегии очень похож на российский. Страна делится на несколько зон: в одной морозы 30-40 градусов считаются нормой, а в другой температура всю зиму держится около нуля и лишь иногда опускается до минус 10 градусов.

Поэтому при содержании дорог зимой учитывается огромное количество факторов, из которых ключевой - интенсивность движения и значимость дороги. Дороги делятся на несколько категорий, и к каждой из них есть свои требования, которые разрабатывает Государственное управление автомобильных дорог Норвегии (NPRA) при Министерстве транспорта. А вот работы выполняют подрядные организации, они вправе самостоятельно выбирать методы для поддержания дорог в нормативном состоянии.

На трассах с интенсивным движением свыше 3000 автомобилей в сутки в крупных городах, например Драммене и Осло, дороги должны содержать в режиме «черного асфальта» в течение всего года. Такие дороги обрабатывают только реагентами. Подрядчику запрещено использовать на них песок или щебень. Соли применяют до снегопада, каждые полтора часа прометают проезжую часть и, если нужно, вновь подсыпают реагент, чтобы снег не уплотнился и легко счищался. Полностью чистыми трассы должны быть через 2-4 часа после снегопада в зависимости от класса.

Самый распространенный реагент в Норвегии - хлорид натрия. Его используют в разных состояниях: твердом, предварительно смоченном или в виде рассола. А в аэропортах или в особых охраняемых зонах в Норвегии используют формиат натрия и калия. Причем соль не экономят: прошлой зимой использовано 325 тысяч тонн. Хлорид натрия по-настоящему вредит экологии, да и работает он только до минус 10 градусов, признаются сами дорожники. Если на улице холоднее, дороги вообще перестают чистить. Из-за этих факторов норвежские дорожники ищут альтернативные составы. Например, недавно заинтересовались многокомпонентными материалам которые применяют в Москве. Такие материалы работают даже при минус 25 градусах, при этом меньше чем соль, влияют на почву.

Гранитный щебень используют только на непопулярных трассах и на тротуарах. Многие ошибочно считают, что в Норвегии обходятся только гранитной крошкой, чтобы избежать зимней скользкости. Такое впечатление действительно может возникнуть даже у тех, кто посещал эту страну. Норвегия - одна из наименее населенных стран Европы. Плотность населения составляет 16 человек на кв. км. Интенсивность 90% дорог в стране - до трех тысяч машин в сутки, поэтому на них разрешено оставлять уплотненный снег и посыпать его гранитной крошкой.

Представить такую картину в Москве невозможно - в нашей столице автомобилей почти в два раза больше, чем во всей Норвегии. В России в качестве фрикционного материала (то есть для улучшения сцепления) с давних времен используют песок. В городах Норвегии это делать запрещено, так как, когда песок высыхает, он поднимается в воздух и эта пыль плохо влияет на здоровье людей, - рассказывают специалисты крупнейшей дорожной организации N66. Песком, смешанным с горячей водой, обрабатывают лишь региональные малоинтенсивные трассы с уплотненным снежным покровом. Забота о людях и их безопасности - это вообще основной принцип содержания дорог в Норвегии. Именно поэтому там применяют реагенты, оперативно убирают снежные отвалы и чистят остановки.

Коэффициент сцепления с дорогой зимой измеряют при помощи специальных машин, и если где-то он не соответствует регламенту, участок в срочном порядке зачистят. Такая скрупулезность позволила Норвегии сократить количество ДТП с летальным исходом более чем в четыре раза за последние 30 лет.

Автор статьи: Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог

Источник: http://www.avtodorogi-magazine.ru

Возврат к списку